
Написав «Путешествие из Петербурга в Москву» , Радищев поступил именно как истинный сын отечества. Он совершил подвиг, заступившись за людей, у которых были отняты человеческие права, в том числе и право называться человеком.
Радищев понял и показал, что все беды проистекают не от отдельных помещиков, и даже не от царя, а от существующего строя. Он показал крепостное право таким, каким оно было на самом деле: жестоким, несправедливым, во всей его отвратительной наготе.
С беспощадной правдивостью клеймит Радищев господствующий класс, крепостников: “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно”. Помещики заботятся только об увеличении своих имений, об умножении богатств и развлечениях.Они хотят превратить крепостных в послушные машины, ставят их наравне и даже ниже скота. Но писатель сам верит и заставляет поверить других в то, что это не так. Крестьяне – это прежде всего люди, люди с их радостями и печалями. Они умны, справедливы, и будущее принадлежит им. Радищев верит в великую силу народа, верит, что такой народ не сломить, что он будет бороться и победи.
В то время широко распространились идеи просветителей. Радищев также придавал им большое значение. Но, главное, он считал, что “бурлак многое может решить доселе гадательное в истории российской”, то есть совершить революцию. Он гениально предсказал, что руководителями революции станут “великие мужи” из народа.
Это подтвердилось временем.